Вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом на улицах города. Выясните, что знает ребенок о транспорте, помнит ли, для чего предназначен грузовой и пассажирский транспорт, что существует пять видов транспорта: дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный.
Предложите ребенку разделить на слоги слова трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус. Пусть он сделает звуковой анализ слова фары.
Для развития фонематических представлений ребенка предложите ему вспомнить названия видов транспорта, которые начинаются со звука [Т] (трамвай, такси, троллейбус), которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси), которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус).
Предложите ребенку составить описательный рассказ о транспорте по образцу. Например:
• Это автобус. Автобус — дорожный пассажирский транспорт. Он большой, желтый. У него просторные салон и кабина водителя, четыре колеса, две двери, большие стеклянные окна, круглые фары. Автобусом управляет шофер.
5. Отгадайте и выучите с ребенком загадки.
Под землей огни горят.
Под землей дворцы стоят.
Под землею чудо мчится,
Каждый может прокатиться.
(Метро)
Их видно повсюду, их видно из окон,
о улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы:
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
За эту работу мы их полюбили...
Они называются... (автомобили).
6. Проведите с ребенком соревнование: предложите выучить скороговорку, отработать правильное произношение всех звуков в ней, а затем три раза произнести ее в быстром темпе. У кого это получится лучше? Подскажите ребенку, что произносить скороговорку следует, четко артикулируя.